В зависимости от полноты разработки и объема ПРМ выполняют различные дидактические функции. По дидактическому предназначению ПРМ подразделяются на:
• ориентирующие, содержащие, например, план занятия, перечень рекомендованной литературы и другие сведения, дающие представление обучающимся о содержании занятий или предстоящей самостоятельной работе;
• дополняющие, содержащие сведения, не сообщаемые в процессе занятия, материалы справочного характера, отсутствующие в учебнике;
• дублирующие, содержащие информацию, воспроизводимую на доске или предъявляемую при помощи технических устройств обучения; наличие у студентов идентичных иллюстраций стимулирует их активную творческую работу по усвоению предъявляемой информации;
• синтезирующие, содержащие обобщающую информацию (сравнительные таблицы, варианты компоновочных схем и т.д.), предназначенную для анализа и оценки различных концепций и положений, раскрывающих логику соответствующего технического решения или научного построения. Примером могут служить структурно-логические схемы по темам курса, логические структурные блок-схемы, графические схемы учебных тем;
• побуждающие, содержащие варианты подходов к решению заданий, создающие определенные ассоциации, опору для долговременной памяти. К ним, например, могут быть отнесены листы с опорными сигналами, конспекты-схемы, листы основного содержания (ЛОС).
Дидактические возможности ПРМ. раздаточные материалы обладают универсальными свойствами средств дидактического воздействия. Они служат для фиксации (регистрации), репродукции (воспроизведения), трансляции (перемещения в пространстве и времени), трансформации (изменения формы представления) учебной информации, включающей в себя все виды сообщений.
Учебный процесс с использованием ПРМ, независимо от способа передачи учебной информации, обладает широкой возможностью оперативной прямой и обратной связи для различных форм организации учебной деятельности (лекция, практическое занятие, лабораторная работа и т.п.). В учебном процессе, представляющем собой синтез-приемник соответствующей информации, раздаточные материалы являются опосредованным, унифицированным каналом прямой и обратной связи. Этот канал может выполнять следующие функции: предъявление информации, побуждение к ее усвоению, диагностику (проверку) усвоения.
Пропускная способность канала прямой связи в педагогической системе с использованием раздаточных материалов увеличивается благодаря повышению наглядности, уменьшению удельного веса вербальной информации, снижению помех и искажений в ходе передачи информации, а канала обратной связи – благодаря включению в комплект раздаточных материалов контрольных тестов и повышению индивидуального контроля.
Раздаточные материалы являются одним их основных средств интенсификации учебных занятий, достигаемой за счет экономии времени, необходимого для выполнения чертежей и иллюстраций на меловой доске, и времени, требуемого на перечерчивание их в конспект. Именно в этом случае появляется возможность рассмотрения во время лекции сложнейших научно-технических проблем, сущность которых может быть раскрыта только при использовании тех или иных изображений. К такой визуальной информации относятся сложные кинематические схемы, чертежи, геометрические построения и т.д.
Из изложенного следует, что комплексное использование технических средств статической или динамической проекции с раздаточными материалами тем эффективнее, чем сложнее графическая часть учебной информации. Максимальный эффект достигается в тех случаях, когда графическая информация составляет основу изучаемого вопроса.
Раздаточные материалы служат целям повышения уровня руководства учебным процессом и повышения его эффективности. ПРМ типа структурно-логических схем, конспектов-схем или ЛОС активизирует познавательную деятельность обучаемых, способствует быстрейшему закреплению изучаемого материала в долговременной· памяти, созданию разнообразных ассоциативных связей.
Расчет крепления каната к барабану
Принимаем конструкцию крепления каната к барабану прижимной планкой, имеющей трапециевидные канавки. Канат удерживается от перемещения силой трения, возникающей от зажатия его между планкой и барабаном двумя болтами. Натяжение каната перед прижимной планкой: где е=2,72 ц=0,1…0,16 – коэффициент трен ...
Управление судном при прохождении шлюзов
Движение по водохранилищам и каналам сопряжено с необходимостью шлюзования. Управление судном в подходном канале шлюза и в самом шлюзе имеет свои особенности, связанные с резким увеличением стесненности живого сечения подходного канала и шлюза корпусом судна. Движение судна при проходе через шлюз м ...
Общие положения о перевозке
Статьи 784-780 ГК РФ раскрывают общие положения о перевозке на разных видах транспорта. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уп ...