2. Особенность ОК состоит в том, что в этом средстве обучения кодируется достаточно большой объем учебного материала. Это может быть содержание темы, раздела, части курса или учебной дисциплины в целом. Важно отметить, что увеличение объема охватываемого ОК учебного материала не должно приводить к деформации таких его характеристик, как компактность, одномоментная обозримость, легкая запечатлеваемость и быстрая воспроизводимость. Выполнение этого требования достигается путем создания такой системы иерархически построенных опорных конспектов, в которых по мере увеличения объема охватываемого (ОК) учебного материала осуществляется его укрупнение и обобщение. При этом тематические (ОК) становятся как бы блоками опорных конспектов по разделам, они в свою очередь – блоками опорных конспектов частей курса, последние же – блоками опорных конспектов по учебной дисциплине в целом.
3. В (ОК) отражается в закодированном виде не все, а лишь главное содержание подлежащего изучению учебного материала его основа. Так, например, в тематическом (ОК) это, прежде всего, основное содержание теоретического материала данной темы: проблема, разрешению которой посвящается ее изучение; признаки, положенные в основу группировки учебных элементов, в вопросы темы; формулировки законов и закономерностей; механизмы различных процессов, физическая сущность явлений, основные понятия, теоремы, правила, формулы, факты, алгоритмы способов деятельности и другой принципиально важный для понимания и достижения целей обучения материал темы. В (ОК), охватывающих учебных материал большего, чем тема, объема, делается акцент на обобщенное системное раскрытие основных идей и проблем, явлений и процессов, знание которых позволяет осуществить достаточно сложные виды теоретической и практической деятельности.
4. Исключительно важное значение при создании и применении (ОК) имеет учет, отражение и использование существенных связей и взаимоотношений между заключенными в нем учебными элементами и между их блоками (вопросами, темами и т.д.). Допущенные здесь ошибки могут свести на нет дидактическую ценность (ОК), превратить его в инструмент зубрежки и бездумного воспроизведения. И наоборот: правильно построенная и зафиксированная в (ОК) система связей создает благоприятные условия для глубокого продумывания учебного материала, его проблемной подачи, эффективного усвоения, творческого использования в учебной и практической деятельности.
Главным для исключения негативных сторон в (ОК) служит всесторонность его рассмотрения как средства обучения. В этом отношении от (ОК) требуется такое отражение в нем содержания учебного материала и системы связей, при котором:
1) четко бы просматривались как общая конечная цель, так и совокупность частных взаимосвязанных целей, ведущих к ее достижению.
2) вскрылась бы внутренняя логика отражаемого содержания не только через его формально-логические, но и через дидактические связи и отношения, основанные на ленинской идее единства (тождества) диалектики, логики и теории познания, открывающей путь к познанию истины через выявление и анализ противоречий, формулирование и разрешение проблем (последнее – противоречия и проблемы – необходимо выделять особо).
3) использовались бы в качестве главных смысловых, прежде всего генетические связи между фрагментами учебного материала, а также другие, хотя и менее важные, но значимые с точки зрения эффективности протекания психических процессов ассоциативных и структурных связей.
4) становилось бы возможным вариативное многоцелевое применение (ОК) в разнообразных педагогических ситуациях, предопределенных закономерностями познавательной деятельности и зафиксированных в последовательности этапов интенсивного обучения.
5. Сказанного выше достаточно для определения места (ОК) в общей системе обработки содержания обучения, заданного условиями дидактической задачи. Действительно, (ОК) как средство обучения, охватывающее определенный объем основного содержания учебного материала в системе его существенных связей и взаимоотношений, должен строиться на основе ЛОС (листа основного содержания) и структуры учебного материала курса. В свою очередь, в основе ЛОС лежит граф, интегрирующий и учитывающий в обобщенном виде целевую, логико-гносеологическую, а отчасти и процессуальную стороны обучения. Предшественниками графа, как известно, служат матрицы внутрипредметных и межпредметных связей, устанавливающие формально-логические связи между фрагментами содержания обучения. Таким образом, (ОК) может рассматриваться как результат обработки содержания обучения, идущей в определенной последовательности: матрицы – граф – ЛОС – ОК.
Промывка системы вентиляции картера
Для промывки отсоедините шлеи, снимите крышку головки цилиндров и снимите с нее маслоотражатель. Промойте бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе. Проверьте чистоту внутренней поверхности шлангов и герметичность их соединения в местах зат ...
Устройство рулевого привода Газ-53
1 — продольная рулевая тяга; 2 — колпак защитный; 3 — пресс-масленка К 1/8; 4 — тяга продольная рулевая в сборе; 5 — вкладыш наконечника рулевой тяги; 6 — сухарь пальца; 7 — палец наконечника поперечной рулевой тяги; 8 — пята опорная пальца; 9 — буфер опорной пяты; 10 — крышка наконечника рулевой т ...
Выбор и обоснование типа станции
Тип участковой станции определяется взаимным размещением основных приёмоотправочных и сортировочных парков. Прежде чем приступить к проектированию плана участковой станции, выбираем её принципиальную схему. Рассматриваем схемы продольного и полупродольного типов. Если площадка станции не имеет суще ...