Заметим, что в отдельных случаях непосредственной основой для построения (ОК) могут служить учебник, учебное пособие или конспект лекций. Принимая решение о создании (ОК) на их основе, преподаватель обязан провести анализ соответствия качества заключенного в них содержания требованиям, предъявляемым к обработке материала в логике рекомендованной выше последовательности. Известный педагог В.Ф. Шаталов строит (ОК) в виде линейной последовательности опорных сигналов, которая определяется, как правило, логикой излагаемого в учебнике материала.
6. Работу по созданию (ОК) на основе ЛОС целесообразно осуществлять в такой последовательности:
Определить на основании анализа объема дидактической задачи часть лас, отражающую учебный материал, подлежащий изучению, иными словами, установить массив кадров, соответствующий (ОК). Напомним, что группировка кадров в ЛОС осуществляется на основании графа. В нем должны быть четко представлены обоснованные преподавателем и принятые им структура и последовательность изучения материала. Следовательно, массивы кадров отражают основное содержание вопроса, темы, раздела, части курса или, в предельном случае, учебной дисциплины в целом.
Выделить в избранной части ЛОС смысловые блоки. Их отличительная характеристика – логическая завершенность теоретического материала или полнота алгоритма, на основании которого могут быть выполнены операция, действие или деятельность. Для (ОК) по теме в качестве смысловых блоков могут быть взяты учебные вопросы. Не исключается возможность выделения в смысловой блок группы учебных элементов, относящихся к одному или даже нескольким вопросам, а также объединение самих учебных вопросов. В (ОК) по разделу в качестве смысловых блоков используются отдельные темы, группировки ряда вопросов, а также двух, а иногда и большего числа тем. Принципиально такой же подход, как и в рассмотренных случаях, сохраняется и при выделении смысловых блоков в (ОК) по части курса и учебной дисциплины.
Установить систему связей между выделенными смысловыми блоками. Первоочередное внимание здесь следует уделить смысловым связям. Задача по их выделению решается сравнительно просто, если в ЛОС достаточно полно отражена структура графа, а при построении самого графа была проведена тщательная обработка учебного материала: определены цели его изучения в терминах умений; выделены главные идеи дисциплины и всех ее структурных составляющих; показана совокупность противоречий и адекватная им система проблем, подлежащих решению; четко представлен аппарат; вскрыта взаимозависимость учебных элементов и более крупных единиц информации – и все это представлено в общей логике развития учебного материала и движения мысли к конечной цели. Если условие согласования ЛОС и графа оказалось выполненным и выделенные в соответствии с рекомендациями смысловые блоки совпадают со структурными элементами графа, то остается осуществить формальную перестройку графа в смысловую сеть. При этом в узлах сети следует поместить смысловые блоки, а связи между ними указать прямыми линиями.
Провести анализ кадров ЛОС, относящихся к каждому смысловому блоку в отдельности, и выявить внутри блоков кадры, отражающие их главное содержание. Для смыслового блока, входящего в состав (ОК) по теме, ими, как правило, будут все или, по крайней мере, большая часть соответствующих ему кадров. В состав кадров смысловых блоков (ОК), отражающих главное содержание более крупных единиц учебной информации (раздела, части курса, дисциплины), следует включать лишь кадры ЛОС, относящиеся к этим единицам информации, которые позволяют в обобщенном виде выразить главные цели, противоречия проблемы, идеи, мысли, методы, средства и способы деятельности;
Выделить в каждом из кадров, отражающих основное содержание смысловых блоков, положения, раскрывающие их содержание, и продумать возможные способы (формы) кодирования этих положений. В общий перечень возможных способов кодирования учебного материала целесообразно включать такие легко воспроизводимые графические формы, как ключевые слова и фразы, условные знаки и символы, благозвучные аббревиатуры, упрощенные рисунки, графики, чертежи, таблицы, отдельные формулы и обозначения.
Определение уравновешенности ДВС
1.
Строим в произвольном масштабе схему вала, определяется центр тяжести ДВС и расстояния от центра тяжести до осей всех цилиндров. Обозначим условно массу одного цилиндра за 1. Координаты центра масс X: 1×0+1×Н+1×2Н+1×3Н+1×4Н+1×5Н=6Х Х=2,5Н 2. Принимаем величину ...
Плавность хода, вибрация, шум
Основными оценочными показателями плавности хода являются уровни вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов и характерных элементов шасси и кузова. Оценка уровня вибронагруженности производится по средним квадратичным значениям ускорений колебаний (виброускорений) или скоростей колебаний (вибр ...
Характеристика транспортной инфраструктуры Франции
Франция обладает развитой транспортной системой, налажено транспортное сообщение со многими странами мира. В следующим разделе будут рассмотрены основные виды транспорта страны, главные перевозчики, модели подвижного состава, а также особо выдающиеся объекты транспортной инфраструктуры страны. ...



