Заметим, что в отдельных случаях непосредственной основой для построения (ОК) могут служить учебник, учебное пособие или конспект лекций. Принимая решение о создании (ОК) на их основе, преподаватель обязан провести анализ соответствия качества заключенного в них содержания требованиям, предъявляемым к обработке материала в логике рекомендованной выше последовательности. Известный педагог В.Ф. Шаталов строит (ОК) в виде линейной последовательности опорных сигналов, которая определяется, как правило, логикой излагаемого в учебнике материала.
6. Работу по созданию (ОК) на основе ЛОС целесообразно осуществлять в такой последовательности:
Определить на основании анализа объема дидактической задачи часть лас, отражающую учебный материал, подлежащий изучению, иными словами, установить массив кадров, соответствующий (ОК). Напомним, что группировка кадров в ЛОС осуществляется на основании графа. В нем должны быть четко представлены обоснованные преподавателем и принятые им структура и последовательность изучения материала. Следовательно, массивы кадров отражают основное содержание вопроса, темы, раздела, части курса или, в предельном случае, учебной дисциплины в целом.
Выделить в избранной части ЛОС смысловые блоки. Их отличительная характеристика – логическая завершенность теоретического материала или полнота алгоритма, на основании которого могут быть выполнены операция, действие или деятельность. Для (ОК) по теме в качестве смысловых блоков могут быть взяты учебные вопросы. Не исключается возможность выделения в смысловой блок группы учебных элементов, относящихся к одному или даже нескольким вопросам, а также объединение самих учебных вопросов. В (ОК) по разделу в качестве смысловых блоков используются отдельные темы, группировки ряда вопросов, а также двух, а иногда и большего числа тем. Принципиально такой же подход, как и в рассмотренных случаях, сохраняется и при выделении смысловых блоков в (ОК) по части курса и учебной дисциплины.
Установить систему связей между выделенными смысловыми блоками. Первоочередное внимание здесь следует уделить смысловым связям. Задача по их выделению решается сравнительно просто, если в ЛОС достаточно полно отражена структура графа, а при построении самого графа была проведена тщательная обработка учебного материала: определены цели его изучения в терминах умений; выделены главные идеи дисциплины и всех ее структурных составляющих; показана совокупность противоречий и адекватная им система проблем, подлежащих решению; четко представлен аппарат; вскрыта взаимозависимость учебных элементов и более крупных единиц информации – и все это представлено в общей логике развития учебного материала и движения мысли к конечной цели. Если условие согласования ЛОС и графа оказалось выполненным и выделенные в соответствии с рекомендациями смысловые блоки совпадают со структурными элементами графа, то остается осуществить формальную перестройку графа в смысловую сеть. При этом в узлах сети следует поместить смысловые блоки, а связи между ними указать прямыми линиями.
Провести анализ кадров ЛОС, относящихся к каждому смысловому блоку в отдельности, и выявить внутри блоков кадры, отражающие их главное содержание. Для смыслового блока, входящего в состав (ОК) по теме, ими, как правило, будут все или, по крайней мере, большая часть соответствующих ему кадров. В состав кадров смысловых блоков (ОК), отражающих главное содержание более крупных единиц учебной информации (раздела, части курса, дисциплины), следует включать лишь кадры ЛОС, относящиеся к этим единицам информации, которые позволяют в обобщенном виде выразить главные цели, противоречия проблемы, идеи, мысли, методы, средства и способы деятельности;
Выделить в каждом из кадров, отражающих основное содержание смысловых блоков, положения, раскрывающие их содержание, и продумать возможные способы (формы) кодирования этих положений. В общий перечень возможных способов кодирования учебного материала целесообразно включать такие легко воспроизводимые графические формы, как ключевые слова и фразы, условные знаки и символы, благозвучные аббревиатуры, упрощенные рисунки, графики, чертежи, таблицы, отдельные формулы и обозначения.
Железнодорожный подвижной состав
Перевозка среднетоннажных контейнеров осуществляется в полувагонах и на платформах. Применяются также вагоны-контейнеровозы, переоборудованные из старотипных полувагонов и крытых вагонов, отслуживших свой срок и пригодных для дальнейшего использования по прямому назначению. На полувагонах-контейнер ...
Диаграмма касательных усилий
Удельная сила, действующая на 1 м2 площади поршня, будет равна соответствующей ординате из диаграммы движущих сил, умноженной на масштаб ординат. Удельную силу Р раскладывают на две составляющие (смотри рис.5) - нормальную Рн и по оси шатуна Рш: Удельную силу, действующую по оси шатуна, так же раск ...
Расчет экономических показателей
Расходы, которые необходимы для освоения заданного грузопотока, дол. США Rвал=(Схtх+Сстtст)r nc, (4.1) где Сх – себестоимость содержания судна в сутки на ходу, дол./сут; Сст – то же на стоянке, дол./сут; Rвал1=(4000*45,07+3500*52,5)*3,5*4,87=6264081,33 Rвал2=(4200*41,67+3700*57,9)*3,7*4,7=6701753,9 ...