На рис. 2 показана обобщенная расчетная схема равномерного кругового движения седельного автопоезда.
Расчетная схема седельного автопоезда содержит два звена: тяговый автомобиль и полуприцеп, связанные с помощью цилиндрического шарнира. Особенностями поворота тягового автомобиля и полуприцепа, выполненных по приведенной на рисунке схеме, является качение колес тележек с уводом даже при скорости движения близкой к нулю, т. е. при отсутствии сил инерции [1]. Это обусловлено тем, что у колес тележки тягача взаимное расположение осей вращения неизменно (оси параллельны). То же относится и к колесам полуприцепа. При установившемся круговом движении автопоезда все его звенья имеют единый центр поворота. Качение колес без увода возможно лишь в том случае, если оси всех колес пересекаются в этом центре, что невозможно для осей колес тележки и полуприцепа. В результате увода колес центр поворота тягового автомобиля смещен относительно его заднего моста на расстояние Ct, а полуприцепа – Cn. При повышении скорости движения силы инерции изменяют соотношение боковых реакций мостов R, увеличивая углы увода d и смещение Ct и Cn.
Математическая модель, полученная на основе этой расчетной схемы, может быть использована для расчета двух вариантов седельного автопоезда: трехосного тягового автомобиля с двухосным полуприцепом и трехосного тягового автомобиля с трехосным полуприцепом.
На схеме обозначены точками 1, 2, 3, 4, 5, 6 середины осей седельного автопоезда. К звеньям расчетной схемы приложены центробежные силы инерции Pc1, Pc2, Pc3 силы сопротивления качению колес Pk1 и Pk2 и боковые реакции в результате увода колес R1, R2, R3, R4, R5, R6, а также силы Pnx и Pnу, действующие в шарнире сцепного устройства.
Проведем математическое описание равномерного кругового движения автопоезда и составим алгоритм расчета показателей маневренности.
Для получения математической модели седельного автопоезда составим уравнения равновесия автомобиля-тягача и полуприцепа.
маневренность автопоезд тормозной звенья
Рис. 2. Обобщенная расчетная схема седельного автопоезда
Рассмотрим вначале равновесие полуприцепа. Для этого составим уравнение равновесия моментов сил, действующих на полуприцеп относительно точки сцепки Ос и уравнения равновесия продольных и поперечных сил, действующих на полуприцеп.
Уравнение равновесия моментов сил, действующих на полуприцеп относительно точки сцепки Ос, имеет вид
где R4, R5 и R6 – боковые реакции на соответствующие мосты в результате увода колес; L4, L5 и L6 – расстояния от точки сцепки до соответствующих осей тележки полуприцепа; Pc3 – центробежная сила инерции полуприцепа; d5 – угол между продольной осью полуприцепа и вектором скорости точки приложения силы Рс3, в данном случае совпадающий с углом увода пятой оси автопоезда.
Боковые реакции в результате увода колес соответственно на 4, 5 и 6 мосты равны
где Ку2 – коэффициент сопротивления уводу колес тележки полуприцепа;
Cn – смещение центра поворота относительно заднего моста полуприцепа;
Rn – радиус поворота полуприцепа; L – база задней тележки полуприцепа;
К – ключ, с помощью которого выбирается тип прицепного звена.
Центробежная сила инерции полуприцепа, приложенная к середине тележки полуприцепа, равна:
где m3 – приведенная масса полуприцепа к оси тележки полуприцепа.
Подставим выражения (3.3),(3.4),(3.5) и (3.6) в уравнение (3.2):
Выполним преобразования и выразим из этого уравнения Сn
Обозначим
и тогда выражение (3.8) примет вид
Параметры движения автомобиля и полуприцепа связаны с помощью уравнения кинематической связи, имеющего вид
где Vt и Vn – скорость соответственно автомобиля-тягача и полуприцепа; Rt и Rn – радиус поворота соответственно автомобиля-тягача и полуприцепа.
Тогда с учетом уравнения кинематической связи автомобиля и полуприцепа (3.11) запишем:
Топливная экономичность автомобиля
Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в разных условиях движения. Топливной характеристикой установившегося движения называют зависимость путевого расхода топлива от установившейся скорости при установившем ...
Расчет емкости склада для
рефрижераторных грузов
Потребная емкость портовых холодильников при обслуживании одного причала определяется по формуле где в - коэффициент прохождения груза через склад: Запас емкости на возможное несовпадение режимов обработки судов и подвижного состава смежных видов транспорта определяется по формуле Запас емкости для ...
Расчет дросселя
Определяем значение критической индуктивности исходя из условия безразрывности тока дросселя /41/. , где fп - частота переключения ключа. Выберем частоту переключения равной 20 кГц, это значение частоты обеспечивает удовлетворительные массогабаритные показатели стабилизатора, уменьшает потери и нах ...