Структура системы знаний учебного предмета может быть представлена в виде цепочки, которая постепенно усложняется: тренировочная задача – итоговое задание – комплексное задание.
Тренировочные задания разрабатывают на основе целей обучения по основным учебно-целевым вопросам темы. Они могут быть двух типов. Первый тип – задача с алгоритмичным решением. Здесь решение гарантируется последовательностью выполнения по жесткому алгоритму или фиксированной системой операций, или вычислениями по формулам.
Для эффективного формирования продуктивного мышления задачи этого типа могут быть усложнены и характеризоваться так называемыми нечеткими алгоритмами, которые приводят к принятию нестандартных решений, – такие задачи относят ко второму типу. Эти нестандартные задачи отличаются недостаточностью ИЛИ предвзятостью вопросов, противоречивостью данных в условии задачи. Решение задач ведется на поисковой основе после того, как студенты накопят необходимый опыт решения типовых задач.
К этому типу можно отнести и задачи по усовершенствованию метода анализа. Для поэтапного формирования системного мышления составляют серии задач, каждая из которых служит формированию одного из выделенных познавательных действий. Для определения ориентировочной основы деятельности необходимо:
• выделить из условия задачи объект анализа, его целостные качества и характеристики;
• для каждой функции объекта определить подсистему и разделить ее на элементы, неразделенные в условиях данной задачи;
• выявить внутренние и внешние связи между элементами и уровни построения объекта;
• оценить качественное состояние выходной системы, возможности всех ее преобразований и пути дальнейшего развития;
• выбрать рациональные средства решения задачи и выполнить необходимые расчеты.
Итоговые задания разрабатывают по ключевым темам учебного предмета и показателям успешности достижения их целей. Они несут мощный психологический заряд Формирования профессионального мышления и мотивации. В них реально отображается и содержательно раскрывается не стандартная профессиональная ситуация. Как правило, часть ситуации должна быть связана с творческой деятельностью студента, возможностью про извести исследовательский поиск решения. Он основывается или на геометрических представлениях, или на абстрактно-логическом развернутом, или сокращенном анализе. При этом общий алгоритм решения неизвестен.
До этого задания студенты уже изучили тему, выполнили необходимый объем задач по применению знаний в стандартных или нестандартных внутрипредметных условиях и теперь необходимо решить задачу творческого перехода знаний и умений в стандартную межпредметную ситуацию. Набор итоговых заданий по «учебному предмету целесообразно разрабатывать на базе сквозного примера по решению одной и той же учебно-производственной проблеме, которая включает также и социальные аспекты.
Содержание комплексного задания основывается на конкретном материале, объединяющем все итоговые задания предмета, т.е. цели его адекватны целям учебного предмета.
Успешное выполнение студентом комплексного задания свидетельствует о том, что цель обучения данному предмету достигнута и отпадает необходимость в проведении экзамена (зачета). Как правило, эти задания включают в себя систему проблемных ситуаций, для разрешения которых требуется уметь формулировать проблемы, разрабатывать планы их решения, создавать гипотезы и т.п. Иными словами, при выполнении таких заданий деятельность студента носит как репродуктивный, так и поисковый характер. Для создания условий, близких к производственным, одной из форм комплексных заданий могут быть деловые игры.
Рассмотренная система заданий и задач позволяет отобрать из всех учебных предметов минимально необходимый объем учебного материала. Отобранное содержание предмета потребует включения и тех задач, которые позволят откорректировать общеучебные и творческие умения, а именно: конспектировать и выполнять рефераты, различать объекты изучения, выводить алгоритмические описания и обеспечивать их переход в новые условия.
Таким образом, полный набор заданий по учебному предмету, будет состоять из воспитательно-развивающих заданий и заданий двух типов, которые позволят моделировать профессиональную «деятельность и формулировать предметные умения, с одной стороны, И закреплять отобранные знания – с другой. Задания первого типа относятся к внутренним системообразующим факторам для всего содержания учебного предмета, поскольку благодаря этим факторам система выступает как единство взаимодополняющих и корректирующих компонентов, объединенных и функционирующих ради достижения целей обучения. В роли «клеточки» содержания может быть выделена самостоятельная работа по образцу в виде сложных алгоритмов или схем основы ориентировочных действий (ООД).
Дефектоскопирование колёсных пар
Шейки и предподступичные части осей после обработки подлежат испытанию магнитным дефектоскопом. Проверке дефектоскопами подлежат: Магнитным дефектоскопом: а) шейки, предподступичные части осей колёсных пар для подшипников скольжения – при полном и обыкновенном освидетельствовании, для роликовых под ...
Расчет годовой производственной программы
Находим количество осмотров, N. Количество ТО–1, ТО–2 за год определяем по формулам: (54961/1890) – 1= 28 (8) (54961/7560) – 1 = 6 (9) где L г – годовой пробег автомобилей, км; Nг – количество списаний за год, ед. Количество ЕО за год определяем по формуле: 54961/212 = 259 (10) Годовой пробег автом ...
Коллектор для непроходного канала
Размеры и масса сборного железобетонного элемента: l = 6,0 м h = 0,17 м Внутренняя ширина лотка для непроходного канала а = 1,5D, где D – наружный диаметр трубы a=D=0,1 м Наружная ширина лотка для непроходного канала b = а+2*0,1=0,3 м =2,2 т/м Масса лотка для непроходного канала m = V*ρ=2.2*(b ...