При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение основные компоненты и связи между ними. Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер он обязательно предполагает взаимодействии преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающих в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических).
При первом, самом широком рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов преподавания и обучения.
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания педагог, если при этом нет активной деятельности самих студентов по усвоению знаний, если педагог не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает – дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на студента, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний студентом, возникновение самостоятельных усилий студента по овладению знаниями, умениями, навыками.
Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции. Процесс обучения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса обучения, в том числе с использованием учебно-методических пособий.
Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и обучения, в невозможности существования преподавания без обучения. В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателей и обучаемых. Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию процесса обучения, на формирование положительного отношения к приобретению знаний, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Если педагоги концентрируют внимание на управлении только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общений, то результат влияний может оказаться недостаточным. Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только посредством обучения и воспитания, но и под влиянием педагогической среды, средств массовой информации, общественно полезного труда, и других внеучебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание призваны все более умело учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и действенным.
Понятие «процесс обучения» употребляется всегда в значении, прохождения, продвижения чего-либо и отражении закономерности, последовательности, непрерывной смены следующих друг за другом моментов развития. Дидактическое взаимодействие само по себе не одномоментно, оно является процессом, который имеет свои специфические компоненты. Анализ деятельности требует видеть в ней цель, мотивы, содержание, способы действий, способы регулирования действий и контроля за их результативностью.
Опираясь на описание процесса деятельности, мы можем относительно целостно представить и составные элементы процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Эти компоненты процесса обучения отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия, целей до их реализации в конкретных результатах. Компоненты процесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых, например цикл решения определенной учебной задачи или формирования какого-то понятия. Циклы решения более частных задач сливаются в более широком цикле решения задач данного учебного предмета, системы учебных предметов и всего учебного плана.
Охарактеризуем основные компоненты процесса обучения в Высшей школе:
Целевой компонент процесса обучения представляет собой осознание педагогами и принятие студентами цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована.
Определение вместимости и геометрических параметров платформы
По грузоподъемности mг выбираем вместимость платформы Vк в м3, из условия: Vк=kг∙mг , kг=0,6…0,75. Vк=0,7∙10=7 м3 Подбираем внутренние размеры платформы автомобиля в м:bк, hк, lк. Vк=bк∙hк∙lк Vк=2,57∙0,5∙5,44=6,99 м3 Ширина платформы bк=1,39∙В. В-колея авто ...
Определение передаточных чисел ступенчатой трансмиссии
Определяем коэффициент нагрузки двигателя по формуле: где Мд min – минимальный момент коленчатого вала двигателя, Нм; Мд н – номинальный момент двигателя, Нм. Номинальный момент двигателя определяется по формуле: где ω – угловая скорость. Принимаем по условию ω = 210 с-1. Определим максим ...
Расчет затрат на шины
Расход шин определяется по формуле: Ш = где n – количество шин автомобиля 6 шин Lш – амортизационный пробег шин (75000 км) Ш = = 4 шины. Затраты на шины в год (общая стоимость) где Ц – стоимость 1 шины для автомобиля, Ц = 7265 руб. руб. ...