При рассмотрении структуры процесса обучения необходимо выявить его строение основные компоненты и связи между ними. Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер он обязательно предполагает взаимодействии преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающих в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических).
При первом, самом широком рассмотрении процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных процессов преподавания и обучения.
Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно ни стремился сообщать знания педагог, если при этом нет активной деятельности самих студентов по усвоению знаний, если педагог не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает – дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на студента, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающих и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний студентом, возникновение самостоятельных усилий студента по овладению знаниями, умениями, навыками.
Взаимодействие преподавателей и обучаемых может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции. Процесс обучения может протекать и без преподавателя в данный момент, например, когда студенты самостоятельно овладевают новыми способами учебной деятельности, решают творческие задачи без заданий и инструкций. Процесс же преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса обучения, в том числе с использованием учебно-методических пособий.
Процесс обучения вместе с тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, целостное явление, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность этого процесса кроется в общности целей преподавания и обучения, в невозможности существования преподавания без обучения. В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателей и обучаемых. Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию процесса обучения, на формирование положительного отношения к приобретению знаний, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Если педагоги концентрируют внимание на управлении только учебной деятельностью, но не обеспечивают при этом правильного стиля общений, то результат влияний может оказаться недостаточным. Образование, воспитание и развитие личности осуществляются не только посредством обучения и воспитания, но и под влиянием педагогической среды, средств массовой информации, общественно полезного труда, и других внеучебных занятий. Специально организуемые обучение и воспитание призваны все более умело учитывать и использовать эти социальные факторы и условия, так как их влияние становится все более широким, разносторонним и действенным.
Понятие «процесс обучения» употребляется всегда в значении, прохождения, продвижения чего-либо и отражении закономерности, последовательности, непрерывной смены следующих друг за другом моментов развития. Дидактическое взаимодействие само по себе не одномоментно, оно является процессом, который имеет свои специфические компоненты. Анализ деятельности требует видеть в ней цель, мотивы, содержание, способы действий, способы регулирования действий и контроля за их результативностью.
Опираясь на описание процесса деятельности, мы можем относительно целостно представить и составные элементы процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Эти компоненты процесса обучения отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия, целей до их реализации в конкретных результатах. Компоненты процесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых, например цикл решения определенной учебной задачи или формирования какого-то понятия. Циклы решения более частных задач сливаются в более широком цикле решения задач данного учебного предмета, системы учебных предметов и всего учебного плана.
Охарактеризуем основные компоненты процесса обучения в Высшей школе:
Целевой компонент процесса обучения представляет собой осознание педагогами и принятие студентами цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована.
Расчет опоры гидроцилиндра основной стрелы
(3.48) Примем 1 = 90 мм. Тогда действующее напряжение будет (3.49) Разработана конструкция «Гидроподъемник». Предложены несколько видов передвижных домкратов. Выбран самый эффективный способ для данного транспортного парка. Сделан расчет составляющих частей данной конструкции; подбор гидроцилиндров ...
Технико – экономическая
эффективность разработанной технологии работы станции
При разработке курсового проекта были использованы передовые методы труда, рациональные технологические и эффективные способы организации ваонопотоков. При организации маршрутизации с мест погрузки, сокращается срок доставки грузов. Это видно из формулы сут, L – расстояние следования груза маршруто ...
Основные контрольные работы
Общий осмотр 1. Осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп). Проверить состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, буксирного (опорно-сцепного) устройства. 2. Пр ...