Гидравлическая часть (главный вал) передачи состоит из двух-трех ГДТ и ГМ, насосные части которых механически связаны между собой. Обычно насосные колеса всех ГДТ и ГМ закреплены на общем насосном валу передачи, на нем же находится ведомое зубчатое колесо повышающего редуктора. Турбинные колеса всех гидроаппаратов также имеют механическую связь друг с другом, так как работают (передают энергию) на единственный выходной вал передачи. В целом, главный вал ГДП выполняет те же функции, что и многоступенчатый редуктор механической передачи тепловоза, при этом ГДТ, находящиеся на главном валу передачи, обеспечивают плавное (по гиперболе) изменение силы тяги на колесных парах локомотива и, что очень важно, в гидропередаче отсутствует муфта сцепления, так как запуск дизеля производится при опорожненных гидроаппаратах.
Механическая трансмиссия (часть) обеспечивает передачу механической энергии вращения от единственного выходного (турбинного) вала ГДП на колесные пары локомотива, число которых не может быть меньшим двух, а также его реверсирование (изменение направления движения).
Гидравлические и механические части ГДП реальных локомотивов заметно отличаются. Выбор той или иной кинематической схемы ГДП для локомотива зависит от большого числа факторов – назначения локомотива, колесной формулы, конструкционной скорости, устройства турбинной части передачи и других.
На автономных локомотивах (тепловозах, рельсовых автобусах, дизель-поездах и др.) стран мира применяют самые разнообразные конструкции гидравлической части ГДП, которые условно можно разделить на три основные группы: ГДП с промежуточным валом, ГДП с общим турбинным валом и гидрореверсивные передачи.
Отличительной особенностью конструкций ГДП с промежуточным валом является использование в передаче двух-трех одинаковых ГДТ с идентичными характетиками, каждый из которых работает (передает энергию) на вторичный (промежуточный) вал через собственную пару силовых шестерен. К числу таких ГДП относятся отечественные унифицированные гидропередачи УГП 750–1200, которые установлены на тепловозах ТГМ4, ТГМ6, ТГМ8; УГП 1000 – на дизель-поездах ДР1, ДР1П; УГП 350–500 – на ТГМ1, ТГМ23 и ряд других. Все эти передачи, в основном, были спроектированы в 50–60-е годы XX в. Естественно, тепловозные передачи с промежуточным валом давно морально устарели. Они имеют большой вес и габариты, недостаточную экономичность и ресурс работы по сравнению с другими типами гидравлических передач.
Более прогрессивными в практике мирового локомотивостроения являются ГДП с общим турбинным валом, в конструкциях которых применяются два ГДТ (или ГДТ+ГМ) с разными универсальными характетиками. Такой тип ГДП имеет заметно лучшие весогабаритные и экономические показатели, чем ГДП с промежуточным валом. В таблице приведены основные показатели отечественных тепловозных ГДП.
В обозначении отечественных гидропередач (см. данные табл.) первые три буквы «УГП» – расшифровываются как унифицированная гидравлическая передача, числитель дроби показывает передаваемую мощность Nе тепловозного дизеля в л.с, первая цифра знаменателя – число гидротрансформаторов, вторая – число гидромуфт, третья – количество режимов работы передачи (маневровый и поездной для промышленных, грузовой и пассажирский–для магистральных тепловозов).
Выбор гидроаппаратов для совместной работы в тепловозной гидропередаче с общим турбинным валом осуществляется путем совмещения их экономических h = f(i) характетик при выполнении условия, что кпд передачи во всем скоростном диапазоне работы тепловоза не снизится ниже 80%. При выборе типов гидроаппаратов для одной передачи также нужно учесть и второе обстоятельство: значения выходных характетик двух последовательно работающих в передаче ГДТ должны быть достаточно близкими по величине друг к другу в моменты переключения ступени скорости тепловоза. Этим предотвращается «просадка оборотов» коленчатого вала дизеля и некоторая потеря силы тяги в моменты перехода с одного ГДТ на другой. В качестве примера на. 44 показано совмещение характетик двух ГДТ, выбранных для работы на общий турбинный вал передачи.
К числу ГДП с общим турбинным валом относится отечественная унифицированная гидропередача УГП 400/201, которая была создана в начале 80-х годов прошлого века на основе так называемого «блока ВНИТИ», спроектированного под руководством канд. техн. наук Ю.П. Трескова.
Рулевые механизмы с винтовой передачей и кривошипом или рычагом
Винт 2, имеющий канавку с полукруглым профилем, установлен на двух радиально-упорных шарикоподшипниках в картере рулевого механизма. Вдоль винта по направляющим 1 картера перемещается подушка 4 с цилиндрической выемкой, сделанной по размеру наружного диаметра винта. В качестве нарезки в подушке слу ...
Перевозка туристов чартерными рейсами
На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с ...
Основные сведения о грузоподъемных машинах
Машина - это устройство, совершающее полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой. Машина состоит из нескольких механизмов, объединенных общим корпусом, рамой предназначенных для выполнения определенной работы. В строительстве грузоподъемные машины используются для перемещения стр ...