«Технология и оборудование ремонта автотранспорта»
Одним из основных звеньев, в результате чего у студента формируются практические умения и навыки. В условиях профессионально-педагогического учебного заведения эту задачу выполняет, прежде всего, профессиональное обучение. В процессе изучения общетехнических и специальных предметов задачи практического применения знаний наряду с упражнениями, системой повторения и самостоятельной работой студентов решаются также при проведении практических занятий. При этом знания закрепляются и совершенствуются, студенты приобретают умения творчески их использовать для решения учебных и практических задач. В ряде случаев практические работы служат источником новых знаний, способов деятельности, средством их расширения и углубления.
По задачам и месту в учебном процессе практические занятия по общетехническим и специальным предметам занимают промежуточное положение между теоретическим и практическим обучением и являются важным средством связи теории и практики. Все это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания практических занятий, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью студентов.
Дидактический анализ содержания общетехнических и специальных предметов позволяет выделить основные виды практических занятий, характерные для этих предметов. Эта классификация дает ориентиры для определения тематики практических занятий, включаемых в учебные программы.
Для более тесной увязки общеобразовательной и профессионально-технической подготовки проводятся практические занятия, имеющие межпредметный характер. При этом студенты приобретают и закрепляют умения применять на практике знания и по дисциплине «Технология и оборудование ремонта автотранспорта». Такие практические занятия главным образом проводят в тех случаях, когда аналогичный материал общеобразовательных и технических предметов изучается примерно в один и тот же период времени.
Если студенты выполняют работы по какому-либо уже из известному им вопросу, после того как преподавателем установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинно-следственные связи, проведены необходимые демонстрации, то эти работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого рода, учащиеся еще раз углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всесторонне.
Иной характер имеют работы, если результаты их студентам предварительно неизвестны и опытные исследования предшествуют тем выводам, которые даются в учебниках или на уроках. В этих случаях в результате практических занятий студенты подводятся к новым знаниям или даже самостоятельно усваивают их.
Многие практические занятия, предусмотренные учебными программами по общетехническим и специальным предметам, могут носить и иллюстративный, и исследовательский характер. Например, практические занятия «Виды ремонтов и их характеристика» при изучении данной темы необходимо получить основные теоретические сведения о:
– Капитальном ремонте;
– Определение основных технологических операций;
– Диагностирование двигателя;
– Замене головки блока цилиндров.
Работы исследовательского характера вызывают у студентов значительный интерес, способствует воспитанию у них наблюдательности, аккуратности, внимания, чувства ответственности за результаты работы. Знания, полученные студентами в процессе выполнения таких работ, – более глубокие и полные по объему.
Однако, чтобы ставить более или менее сложный эксперимент и делать выводы, нужны определенные знания и опыт. А у студентов к моменту проведения практических занятий часто ни того, ни другого нет в достаточной степени. Кроме того, проведение практических занятий исследовательского характера, как правило, требует значительно больше времени, чем иллюстративных. Сложные зависимости, характеристики, закономерности вообще нецелесообразно предлагать самостоятельно исследовать студентам даже при непосредственном руководстве преподавателя.
Поэтому в исследовательском плане обычно проводятся более простые по содержанию и выводам практических занятий. Их обычно планируют на более поздних этапах обучения, когда у студентов накопится определенный опыт проведения практических экспериментов. Иллюстративный или исследовательский характер практических занятий во многом определяет методику ее проведения: способы руководства деятельностью студентов со стороны преподавателя, содержание инструктивных указаний, сложность заданий, последовательность выполнения отдельных опытов и т.п.
Практические занятия занимают различное место в учебном процессе. Они могут предшествовать изучению учебного материала на практических занятиях. В этом случае их задача накопить факты, на которые преподаватель и студенты могут опереться при дальнейшем рассмотрении вопросов. Это, как правило, практические занятия исследовательского характера. Практические занятия могут проводиться в непосредственной связи с изучением программного материала, облегчая студентам его усвоение. Наконец, они могут следовать за изучением материала практических занятиях и включать наблюдения и опыты, имеющие целью подтвердить сообщенные сведения, закрепить усвоенное, научить применять знания при решении конкретных профессиональных задач.
Отделение рационализации
Предназначено для поиска более оптимальных способов организации труда, более эффективных способов производства, усовершенствования и упрощения технологического процесса и т. п. В таблице 3.17 приведено оборудование, применяемое в отделении рационализации автобусного парка. Таблица 3.17 – Оборудован ...
Подогрев воздуха во впускном трубопроводе
Подогрев впускного воздуха улучшает условия пуска дизелей с неразделенной камерой сгорания. Примером устройства, обеспечивающего повышение температуры конца сжатия за счет подогрева впускного воздуха служит свеча подогрева СН-150 (рисунок 1.6.2.1). Свеча мощностью 400 Вт устанавливается на впускном ...
Выбор каната
Наибольшее натяжение в канате Выбор размера каната, т.е. его диаметра проводят по разрушающей нагрузке. Разрушающая нагрузка каната должна удовлетворять условию. Коэффициент запаса прочности К принимают по табл. 7 (мет. 27). Тип каната выбирают по ГОСТ 2688-80 и ГОСТ 7668-80. Рекомендуемый предел п ...