Великие цивилизации Древнего мира, как известно, формировались в долинах полноводных рек. Так было в Египте, Месопотамии, Древней Индии, Китае. Быстрое развитие этих регионов мира, несмотря на наличие значительных водных ресурсов, рано или поздно приводило к дефициту питьевой воды. Поэтому уже в IV тыс. гг. до н.э. в вышеупомянутых регионах начали строить трубопроводы для обслуживания наиболее густонаселенных территорий. Первоначально использовались деревянные и глиняные гончарные трубы. Однако по мере развития металлургии возрастала роль металлических труб, обладающих, по сравнению с деревянными и гончарными изделиями, целым рядом технико-эксплуатационных преимуществ: меньшими габаритами и массой, долговременностью эксплуатации и т.д. Трубопроводы применялись также и в Древнем Китае: вода текла по бамбуковым трубочкам и орошала рисовые поля. Дальнейшая эволюция этого устройства подразумевает возникновение напора. Первый напорный трубопровод встречается в истории в 180 г. до н.э. Пергамский царь Эвмен II приказал построить его на горе, где перепад высот обеспечил давление в трубах до 2 МПа.
Современный же трубопроводный транспорт (нефтепроводы и газопроводы), сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. История нефтепроводов насчитывает немногим более 100 лет. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.
В России первый нефтепровод с трубой диаметром 100 мм и протяженностью 12 км соединил в 70-х годах XIX в. Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в районе Баку. В 1897-1909 гг. был проведен нефтепровод для перекачки керосина от Баку до Батуми (850 км) с трубами диаметром 200 мм, спроектированный и построенный под руководством выдающегося русского инженера В.Г. Шухова. Газопроводного транспорта Россия не имела, если не считать небольших линий местного значения для передачи газа, получаемого путем перегонки угля, древесины, нефти. К концу 1945 г. общая сеть трубопроводов Советского Союза составляла 4400 км. В послевоенный период в связи с открытием и началом освоения месторождений нефти в районах Поволжья и Урала темпы добычи и переработки нефти были резко увеличены и одновременно расширены работы по строительству новых нефтепроводов и продуктопроводов. Развертывалось сооружение нефтепроводов и в других нефтеперерабатывающих районах страны, включая Казахстан, Туркмению, Закавказье. Выдающимся событием в истории развития трубопроводного транспорта нашей страны следует считать сооружение в 1960-1964 гг. совместными усилиями СССР, ПНР, ЧССР, ВНР крупнейшей в мире по протяженности (5115 км) и мощности нефтепроводной системы "Дружба" с трубами диаметром 1020 мм. Перекачечные станции с агрегатами производительностью 7000 м3/ч были размещены через 80-100 км и питались электроэнергией от специально сооруженной линии электропередачи. В первой половине 70-х годов была введена в действие вторая очередь нефтепровода "Дружба". В настоящее время протяженность этой системы превышает 10 тыс. км нефтепроводов.
В 1970 г. было принято решение о промышленной эксплуатации сибирских разработок нефти и газа, в частности Самотлорского промысла. А в 1985 г. добыча нефти на промыслах Западной Сибири составила 63% от общесоюзной. По мере освоения месторождений Сибири синхронно решалась задача транспортировки нефти из этих районов (нужно было иметь в виду, что здесь отсутствовали какие-либо другие виды грузового транспорта, способного обеспечить перевозку добываемого топлива).
Статистическое проектирование облика самолета
Введение, постановка задачи проектирования. В настоящее время сформулированы и уточнены требования к современным пассажирским самолетам. На первом месте стоят требования минимального расхода топлива, экономичности, повышение ресурса и уменьшение влияния на окружающую среду (в первую очередь по выбр ...
Факторы влияющие на пуск
Пусковые свойства моторного масла хорошо характеризуются изменением его вязкости при низких температурах. Моторные масла должны обладать необходимыми вязкостными свойствами в широком диапазоне температур. С понижением температуры усиливается взаимодействие между молекулами масла, т.е. возрастает вя ...
Годовая производственная программа по ТО и ремонту в числовом выражении
Расчет годовой производственной программы по ТО и КР. После расчета коэффициента технической готовности парка, расчета годового пробега автомобилей, рассчитывается количество капитальных ремонтов за год и технических обслуживаний по видам () за год. При этом имеют ввиду, что при пробеге автомобиля ...