Эффективность торможения в значительной мере зависит от полноты использования сцепления колес с опорной поверхностью, которое, в свою очередь, определяется соответствием тормозных сил нормальным реакциям дороги на колеса транспортного средства. Полное использование сцепления возможно, если с изменением нормальных реакций в процессе торможения соответствующим образом изменяются тормозные силы, создаваемые колесными тормозными механизмами. В соответствии с положениями теории автомобиля, нормальные реакции на колесах автомобиля при торможении определяются из формул:
Z1 = Ga сos
(L2 +
hg)/La
Z2 = Ga сos
(L1 –
hg)/La
где Ga – сила тяжести автомобиля;
– угол продольного уклона дороги;
L1, L2 – расстояние от центра тяжести до передней и задней оси соответственно;
– коэффициент сцепления шин с дорогой; hg – высота центра тяжести; La – база автомобиля.
При полном использовании сцепления можно считать
= ja/g, где ja – замедление автомобиля при торможении.
В таком случае при подстановке в формулы (4.1) и (4.2) значений коэффициента сцепления получим зависимость нормальных реакций на колесах от замедления автомобиля. С другой стороны, эти же величины будут представлять собой максимальные значения нормальных реакций на передних и задних колесах, определяющие, при данном коэффициенте продольного сцепления шин с дорогой, тормозные силы. Умножив Z1 и Z2 на значения коэффициента сцепления, в соответствии с выражениями
= Z1
и
= Z2
можно получить максимальные значения тормозных сил по условиям сцепления шин с дорогой и в зависимости от интенсивности торможения. Совместное решение уравнений
= Ga cos
(L2 + ja hg/g)
/La
= Ga cos
(L1 – ja hg/g)
/La
позволяет получить характеристику распределения тормозных сил по осям автомобиля, график которой называется идеальной тормозной характеристикой. Однако в реальной тормозной системе тормозные силы определяются характеристиками привода и механизмов и их значения выражаются формулами
= n1 k1p1 и
= n2k2p2
где n1 и n2 – число тормозных механизмов на передней и задней оси автомобиля соответственно; p1 и p2 – давление энергоносителя (жидкости или сжатого воздуха) в
исполнительных механизмах тормозного привода; k1 и k2 – коэффициенты передачи тормозных механизмов, зависящие от их конструкции, а также характеристик исполнительных устройств (рабочих тормозных цилиндров и тормозных камер). Так как величины ni и ki постоянны, можно записать:
= c1 p1 и
= c2 p2
Из выражений (4.7) следует, что при линейном характере изменения давления в тормозном приводе и отсутствии корректирующих устройств зависимость между тормозными силами по осям автомобиля будет графически представлена прямой, называемой реальной тормозной характеристикой, угол наклона которой определяется выражением:
β = arktg((c2p2)/(c1p1))
Пересечение прямой реальной тормозной характеристики с идеальной соответствует торможению с нормативным замедлением автомобиля с номинальной нагрузкой. В иных нагрузочных состояниях, а также на дорогах со сцеплением, не соответствующем определенному по выражению j = ja/g, реальное распределение тормозных сил по осям не соответствует идеальному, что приводит к общему снижению реализуемой тормозной силы по условиям сцепления, в том числе из-за блокирования колес одной из осей. В свою очередь, блокирование колес при торможении ухудшает способность восприятия ими поперечных сил, и, соответственно, сохранение автомобилем траекторной и курсовой устойчивости. В настоящее время требования к распределению тормозных сил по осям автомобилей регламентированы Приложением 10 к ГОСТ Р 41.13–99, введенному с 2000 года, основные положения которого соответствуют правилам ЕЭК ООН № 13. Данный стандарт устанавливает нормативные соотношения между удельными тормозными силами передней и задней осей одиночного транспортного средства, а также зависимости между относительным замедлением тягача или прицепа и давлением в управляющей магистрали автопоезда, что служит критерием совместимости звеньев автотранспортного средства. Удельной тормозной силой оси fi (коэффициентом реализуемого сцепления по терминологии Правил ЕЭК ООН №13) называется отношение суммарной тормозной силы, развиваемой колесами данного моста, к нормальной реакции дороги на ось при торможении. Рассчитываются удельные тормозные силы по формуле
Определение вместимости и геометрических параметров платформы
По грузоподъемности mг выбираем вместимость платформы Vк в м3, из условия: Vк=kг∙mг , kг=0,6…0,75. Vк=0,7∙10=7 м3 Подбираем внутренние размеры платформы автомобиля в м:bк, hк, lк. Vк=bк∙hк∙lк Vк=2,57∙0,5∙5,44=6,99 м3 Ширина платформы bк=1,39∙В. В-колея авто ...
Расчет освещения цеха
Количество светильников ед., определяют по формуле (44) где W – общая световая мощность ламп, Вт; n1 - количество ламп в светильнике, ед; w1 – световая мощность одной лампы, Вт. Общую световую мощность W, Вт, определяют по формуле (45) где F- площадь освещения, м²; R – коэффициент освещения; К ...
Расчет численности ремонтных рабочих
Рассчитаем численность ремонтных рабочих по формуле: Nр-р = Где Т – трудоемкость работ, чел-час.(608,99 для автомобиля ЗИЛ-4331) Фв – фонд рабочего времени. Фв = 1780 часов Nр-р = ...



