Управление автомобилем является главной производственной функцией водителя. Основное назначение автотранспортных средств - перемещение грузов и пассажиров в пространстве, поэтому под управляемостью следует понимать целенаправленную организацию процесса движения.
Управляемость автомобиля определяется степенью соответствия траектории его движения положению управляемых колес.
3.1.1 Управление автомобилем при движении на повороте
Если на автомобиль установлены жесткие шины, а колеса повернуты на угол (средний угол поворота обоих колес) (рис. 3.1), то точка, лежащая на середине оси неуправляемых колес, должна двигаться по дуге радиуса:
, (3.1)
где R - радиус поворота оси колес автомобиля, м;
L - база автомобиля, м;
- средний угол поворота управляемых колес автомобиля,23 °.
м.
При нейтральном положении управляемых колес =0, R=
т. е. траектория движения - прямая линия. Однако при движении автомобиля на повороте при некоторой скорости движения может начаться боковое скольжение колес.
По условиям управляемости критическая скорость , с которой может двигаться автомобиль на повороте без поперечного скольжения управляемых колес, определяется из выражения:
, (3.2)
где - коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении, в расчетах принимается 0,6;
- коэффициент сопротивления качению, принимаем равным 0,02;
- средний угол поворота управляемых колес автомобиля, в расчетах принимаем от 0 до 0,7 рад. (диапазон с шагом 0,1);
L - база автомобиля, м.
Таблица 3.1
Значения критической скорости по условиям управления
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
|
6,864 |
5,70 |
5,055 |
4,58 |
4,190 |
3,83 |
3,49 |
По полученным расчетам строим график зависимости от
при заданных
и
(рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 Зависимость критической скорости по управляемости от угла поворота управляемых колес
При установке на автомобиле эластичных в поперечном направлении шин мгновенный центр поворота смещается с линии, лежащей на продолжении оси задних колес, а радиус поворота R (рис.3.1 б) определяется по формуле:
, (3.3)
где L - база автомобиля, м;
- средний угол поворота управляемых колес автомобиля, рад.;
и
- средние углы увода шин передней и задней осей, рад
Т.к.
, R = 6,43 м.
Измерителем управляемости в данном случае является критическая скорость по боковому уводу (по курсовой устойчивости), которая определяется из условия, что при нейтральном положении управляемых колес, т.е. при
=0, траектория движения автомобиля под влиянием бокового увода колес становится криволинейной.
Выбор схемы управления импульсного стабилизатора
Данная схема управления должна реализовывать внешнюю характеристику показанную на рисунке. 29 , то есть обеспечить регулирование напряжения в 28 В во всем диапазоне изменения тока, и ограничивать ток при его значениях выше 30 А. Выбросы тока более 30 А могут возникать при коротких замыканиях, сильн ...
Особенности взаимодействия движущегося и стоящего судов
при пропуске
Во многом процесс расхождения судов во время встречи и обгона на мелководье упрощается в том случае, когда при встрече одно судно подходит к берегу и останавливается, а при обгоне тот же маневр выполняет обгоняемое судно. На стоящее у откоса судно при движении мимо него другого судна действуют силы ...
Комплексная система управления двигателем
Рис. 8. Конструктивная схема комплексной системы управления двигателем (КСУД): 1 — аккумуляторная батарея; 2 — выключатель кондиционера; 3 — выключатель зажигания; 4 — контрольная лампа неисправности КСУД; 5 — контроллер; 6 — датчик скорости движения; 7 — датчик положения рычага переключения переда ...