Смазочные свойства масел – общее название нескольких свойств масел, влияющих на процессы трения и изнашивания трущихся поверхностей в машинах. Основными из них являются: антифрикционные, влияющие на величину коэффициента трения; противоизносные, влияющие на уменьшение износа трущихся поверхностей при умеренных нагрузках; противозадирные, предохраняющие поверхности от задира и заедания в условиях высоких нагрузок и высоких температур.
Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел. Наиболее известные модификаторы трения – графит и дисульфид молибдена. В современных маслах их очень сложно использовать, поскольку эти вещества нерастворимы в масле, а могут быть только диспергированы в нем в виде маленьких частиц. Это требует введения в масло дополнительных дисперсантов и стабилизаторов дисперсии, однако это все равно не позволяет использовать такие масла в течение длительного времени. Поэтому в настоящий момент в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, обладающие очень хорошим прилипанием к металлическим поверхностям, формированием на них слоя молекул, снижающих трение.
Противоизносные свойства масел обеспечиваются их смазывающей способностью (липкостью, маслянистостью) – способностью масла создавать на металлической поверхности деталей очень прочную адсорбированную пленку.
Электрополярные молекулы масла в процессе своего хаотического движения попадают в силовое электрическое поле металлической поверхности трения и формируют на этой поверхности ориентированный адсорбционный слой. Однополярные заряды на границе соприкосновения слоев дополнительно создают расклинивающее действию. Высокой смазывающей способностью обладают смолы, асфальтены, соединения серы и высокомолекулярные органические кислоты.
Противоизносные свойства масел оцениваются такими показателями как показатель износа и критическая нагрузка, которые определяются на четырехшариковой машине трения. В узле трения машины, размещается пирамида из четырех контактирующих друг с другом стальных шариков. Три нижних шарика пирамиды закреп-лены в чаше с испытуемым маслом, а верхний шарик, закрепленный во вращающемся шпинделе машины, прижимается к нижним с определенным усилием.
Показатель износа это среднеарифметическое значение диаметров пятен износа нижних шариков, мм в условиях нормированных осевой нагрузки Р, температуры и времени испытания.
Критическая нагрузка это минимальная осевая нагрузка, н при которой величина диаметров пятен износа нижних шариков резко начинает расти.
Противозадирные свойства масла характеризуются его способностью формировать на металлической поверхности детали хемосорбированной пленки 2 (1- адсорбированная пленка).
Для придания этих свойств трансмиссионным маслам, особенно маслам для гипоидных передач, моторным маслам (для снижения износа пар кулачок-толкатель) в них вводят противозадирные присадки. В условиях высокой удельной нагрузки гидродинамический режим смазки на микроучастках заменяется режимом смешанного трения (сочетанием сухого и жидкостного трения), что вызывает вспышки высоких температур на этих участках. В таких условиях нагретые микровыступы шероховатостей металлических поверхностей при соприкосновении свариваются. При резком подъеме температуры ("вспышках" температуры) противозадирные присадки образуют на микроучастках фрикционного взаимодействия поверхности пар трения соединения с металлами. Эти соединения при обычных температурах представляют собой твердые вещества, но в условиях "вспышек" температур они являются смазывающими веществами, обеспечивающими скольжение контактирующих металлических поверхностей. Это предотвращает сваривание и задир. Атомы фосфора, серы и хлора противозадирных присадок – основные агенты, которые в зависимости от своей реакционной способности вступают в реакции с металлами в условиях трения (температура, давление).
Расчет количества основного оборудования на участке
Число основного технологического оборудования для слесарно-механического участка рассчитывается по формуле: где: – действительный годовой фонд времени технологического оборудования, ч. = 2025 ч [Л-5, Приложение 8]; Таким образом, число основного технологического оборудования составит: Из общего чис ...
Требования к организации рабочего места
Рабочее место - это часть производственной площади цеха или участка, закрепленной за данным рабочим, со всем необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые он применяет для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места деф ...
Построение универсальной динамической характеристики автомобиля
Динамической характеристикой автомобиля называют графически выраженную зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на разных передачах. Универсальная динамическая характеристика автомобиля является его основным техническим документом. Динамический фактор представляет собой отн ...